На первом заседании Совета Евразийского экономического союза в новом году казахстанская делегация под руководством заместителя Премьер-Министра Серика Жумангарина выдвинула несколько ключевых вопросов, имеющих важное значение для страны.
Одной из наиболее актуальных проблем в рамках ЕАЭС стал вопрос о нарастающей угрозе «серых» сертификатов. Оценка соответствия документов часто происходит с нарушениями процедур или даже без проведения необходимых испытаний, что создает серьезные риски увеличения контрафактной продукции и негативного воздействия на здоровье людей. В 2022 году в Казахстане отменено действие 200 подобных сертификатов, выданных в других странах, а в 2023 году уже 300.
Реагируя на масштабы проблемы, страны-участницы ЕАЭС пришли к соглашению о необходимости совместных системных мер. После обсуждения Совет ЕЭК поручил направить информацию о приостановленных сертификатах за 2023 год в Комиссию для последующего анализа. Для эффективного анализа и разработки предложений по данному вопросу будет создана высокоуровневая рабочая группа, которая представит свои рекомендации на майском заседании Совета ЕЭК 2024 года.
Отмечено также, что Кыргызстан выступил против продления тарифной льготы на тростниковый сахар-сырец до конца 2024 года в объеме 300 тыс. тонн. Этот вопрос будет рассмотрен на уровне глав правительств стран ЕАЭС в начале февраля, несмотря на поддержку основными производителями сахара в ЕАЭС, такими как Россия и Беларусь.
Среди других решений, принятых на январском заседании Совета ЕЭК, важным является утверждение плана мероприятий по применению единых мер по защите информации, содержащейся в навигационной пломбе, в рамках Евразийского экономического союза. Этот документ предусматривает комплекс шагов до 2027 года, включая разработку общей модели угроз и действий потенциального нарушителя, обеспечение безопасности информации и определение алгоритмов в области криптографической защиты и технических решений.
Напоминаем, что соглашение об использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок вступило в силу в прошлом году и представляет собой важный элемент единой системы таможенного транзита в Евразийском экономическом союзе. Совет ЕЭК также принял ряд других решений, направленных на развитие интеграционных процессов в сферах технического и таможенного регулирования, информационного взаимодействия и др.